Определение крутизны ската по графику заложения. Проектирование линий заданного уклона

    Скачать с Depositfiles 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Горно-геологический факультет

Кафедра геоинформатики и геодезии


 

Отчёт

По курсу «Геодезия»

По лабораторной работе №6

Тема: «Определение крутизны ската по графику заложения. Проектирование линий заданного уклона»

Выполнила:

Ст. гр. ГКЗ-11

Проверил:

Асс. каф.

Шморгун Е. И.

Донецк 2011

Определение крутизны ската по графику заложений

      Крутизной ската называется угол наклона ската к горизонтальной плоскости. Чем больше угол, тем круче скат. Величина угла наклона ската ν вычисляется по формуле:

ν = arctg 

где  — высота сечения рельефа, м,

 – заложение, м.

      Заложением называется расстояние на карте между двумя соседними горизонталями; чем круче скат, тем меньше заложение.

      Чтобы избежать расчетов при определении крутизны скатов по карет, на практике часто пользуются специальными графиками, называемыми графиками заложений. График заложений представляет собой график функции d=h*ctgν, абсциссами которого являются значения углов наклона, начиная с 0°30′, а ординатами – значения заложений, соответствующих этим углам наклона и выраженных в масштабе карты.

      Для определения крутизны ската раствором циркуля берут с карты соответствующее значение и переносят его на график заложений так, чтобы отрезок АВ оказался параллельным вертикальным линиям графика, а одна ножка циркуля располагалась на горизонтальной линии графика, другая ножка – на кривой заложений.

     Значение крутизны ската определяют, пользуясь оцифровкой горизонтальной шкалы графика.

     Крутизна ската ν = ° ‘

Проектирование линии заданного уклона.

     При проектировании автомобильных и железных дорог, каналов, различных инженерных коммуникаций возникает задача построения на карте трассы будущего сооружения с заданным уклоном.

     Пусть на карте масштаба 1:10 000 требуется наметить трассу автомобильной дороги между точками Т1 и Т2, чтобы уклон ее на всем протяжении не превышал

і=0,06. Высота сечения рельефа на карте h=2,5 м.

      Для решения задачи рассчитывают величину заложения, соответствующую заданному уклону і=0,06 и высоте сечения рельефа на карте h=2,5 м:

d =  = 41,67 м.

затем выражают заложение в масштабе карты:

  =  = 0,004 м = 4 мм.

     Величину заложения  можно определить также по графику заложений, для чего надо определить угол наклона ν, соответствующий заданному уклону i, и раствором циркуля измерить заложение для этого угла наклона.

    Построение трассы между точками Т1 и Т2 осуществляется следующим образом. Раствором циркуля, равным заложению = 4 мм. Из точки Т1 засекают соседнюю горизонталь и получают точку 1. Из точки 1 тем же раствором циркуля засекают следующую горизонталь, получая точку 2, и т.д. соединив полученные точки, проводят линию с заданным уклоном.

     Во многих случаях рельеф местности позволяет наметить не один, а несколько вариантов трассы, из которых выбирается наиболее приемлемый по технико-экономическим соображениям. Так, например, из двух вариантов трассы, проведенной примерно в одинаковых условиях, будет выбран вариант с меньшей длиной проектируемой трассы.

     При построении линии трассы на карте может оказаться, что из какой-либо точки трассы раствор циркуля не достигает следующей горизонтали, т.е. рассчитанное заложение  меньше фактического расстояния между двумя соседними горизонталями. Это означает, что на данном участке трассы уклон ската меньше заданного, и при проектировании дорог расценивается как положительный фактор. В этом случае следует данный участок трассы провести по кратчайшему расстоянию между горизонталями по направлению к конечной точке.

    Скачать с Depositfiles