Составление профиля продольного нивелирования. Проектирование трассы автомобильной дороги. Оформление профиля трассы

    Скачать с Depositfiles 

7.3. Составление профиля продольного нивелирования

Профиль продольного нивелирования является одним из главных гео­дезических документов при вертикальной съемке и служит основой для про­ектирования по нему трасс автомобильных и железных дорог и других ли­нейных сооружений и коммуникаций.

Студенты составляют профиль по результатам своих вычислений абсо­лютных отметок пикетов и промежуточных точек, выполненных в журнале нивелирования (см. табл. 8).

Составление профиля производят на миллиметровой бумаге формата 45х70 см в такой последовательности.

В нижней половине листа строят сетку профиля, состоящую из семи горизонтальных граф и содержащую всю необходимую числовую и графическую информацию. Образец сетки профиля и размеры ее граф приведены на рис.19.

Принимают горизонтальный масштаб равным 1:1000. В графе «Расстоя­ния» вертикальными штрихами (на всю ширину графы) наносят в данном мас­штабе все пикеты и промежуточные точки. Затем указывают длину каждого отрезка между этими штрихами, т.е. расстояние между каждыми двумя сосед­ними точками нивелирного хода. В графе «номер пикета» указывают номера пикетов хода у соответствующих или вертикальных штрихов.

Далее, из журнала нивелирования выписывают в графу «Отметки земли» абсолютные отметки всех пикетов и промежуточных точек. Отметки округля­ют до 0,01 м и записывают против соответствующих им вертикальных штри­хов в графе «Расстояния».

На расстоянии 2 см выше от сетки профиля проводят линию условного горизонта и подписывают ее отметку. Отметку условного горизонта выбирают так, чтобы самая низкая точка профиля расположилась выше линии условного горизонта на 5-7 см, т.е. отметка линий условного горизонта должна быть на 5-7 м меньше минимальной отметки хода.

Вертикальный масштаб принимают равным 1:100, т.е. в 10 раз круп­нее горизонтального масштаба. Перпендикулярно линии условного горизонта в точке, соответствующей ПК0, строят шкалу вертикального масштаба (шкалу отметок) высотой 8-10 см. Эта шкала имеет ширину 2 мм и вычер­чивается в виде черных и белых прямоугольников, раскрашенных

Составление профиля продольного нивелирования.  Проектирование трассы автомобильной дороги.  Оформление профиля трассы

                         Рис. 19

в шахмат­ном порядке (рис. 19). Возле шкалы вертикальных масштабов через 2см подписывают ее отметки.

Наносят на профиль все пикеты и промежуточные точки. Для этого проводят вертикальные линии, соответствующие штрихам в графе «Расстоя­ния», и на каждой из них в вертикальном масштабе откладывают отметку данной точки.

Все нанесенные по отметкам точки последовательно соединяют отрез­ками прямых линий и получают линию профиля.

7.4. Проектирование трассы автомобильной дороги

После составления профиля продольного нивелирования студенту не­обходимо подготовить по данному профилю проект трассы автомобильной дороги. Дорогу проектируют с условием, чтобы отметка ее полотна на пикетах ПК0 и ПК5 совпадала с отметками этих пикетов. Это требова­ние обусловлено конкретной схемой нивелирного хода (см. рис. 17): на пикетеПК0 проектируемая трасса пересекает существующую автодорогу, а на пикете ПК5 она выходит на промплощадку шахты № 4-4 бис.

Составление проекта трассы автодороги включает следующие этапы:

  • нанесение проектной линии;

  • вычисление проектных уклонов на всех участках проектной линии;

  • определение отметок проектной линии на пикетах и промежуточных точках;

  • расчет рабочих отметок;

  • нахождение расстояний до точек нулевых работ и проектных отме­ток этих точек.

Проектную линию наносят на существующий профиль продольного ниве­лирования, руководствуясь следующим:

а) объем земляных работ должен быть минимальным;

б) объемы выемки и насыпки на всем профиле должны быть примерно равными;

в) уклон проектной линий оси автодороги не должен превышать величины 0,05;

г) проектная линия может состоять из нескольких участков, имею­щих различный уклон, но границы этих участков должны совпадать с от­весными линиями, проходящими через пикеты или промежуточные точки;

д) между участками проектной линии, имеющими уклоны с противопо­ложными знаками (например, »подъем-спуск » или «спуск-подъем»), обяза­тельно должен быть горизонтальный участок длиной не менее 100 м.

Величину уклона i каждого участка проектной линии вычисляют по формуле

 ,

где h — превышение между концами линии на данном участке (определяет­ся графически по профилю);

d — горизонтальное проложение линии.

Значения вычисленных уклонов записывают в графу «Проектные укло­ны».

Вычисление отметок проектной линии начинают с ПК0. Проектная

отметка ПК0 должна быть равна отметке земли этого пикета. Отметки последующих точек данного отрезка проектной линии находят путем при­бавления к проектной отметке предыдущего (исходного) пикета соответ­ствующего превышения :

где  — проектные отметки соответственно определенного и

исходного пикетов;

 — уклон проектной линии на данном участке;

 — горизонтальное расстояние между исходным и опреде­-

ляемым пикетами.

Запрещается определять отметки проектной линии непосредственно графически с чертежа.

Вычисленные проектные отметки пикетов и промежуточных точек за­писывают в графу «Проектные отметки».

Рабочие отметки определяют высоту насыпи или глубину выемки на каждом пикете и рассчитываются как разности проектных отметок и отме­ток земли на соответствующих пикетах:

,

Положительное значение рабочей отметки означает величину насыпи, а отрицательное — глубину выемки. Для насыпи рабочие отметки надписы­вают над проектной линией против своих пикетов и промежуточных точек. Для выемки рабочие отметки подписывают без знака под проектной линией на соответствующих пикетах и промежуточных точках.

Определение расстояния до точек нулевых работ производят относи­тельно ближайшего пикета или промежуточной точки (рис. 20). Расстоя­ния Х и У от ближайших пикетов до точки нулевых работ находят по формулам

;

,

где   — рабочие отметки (без знака);

 — расстояние между ближайшими пикетами или

промежуточными точками.

Составление профиля продольного нивелирования.  Проектирование трассы автомобильной дороги.  Оформление профиля трассы

                     Рис. 20

          Отметки точек нулевых работ  рас­считывают так же, как и отметки проектной линии по вычисленным расстоя­ниям X и уклонуi проектной линии (см. рис. 20):

,

где   — проектная отметка ближайшего к точке нулевых работ

заднего пикета.

5. Оформление профиля трассы

Профиль вычерчивают в туши в соответствии с образцом, приведенным на рис. 19.

Графа «План трассы» заполняется из пикетного журнала (см.рис.17, б) Запись выполняется черной тушью.

В графе «План линии» красной тушью прочерчивается прямая линия, т.к. проектируемая дорога не имеет поворотов и закруглений.

Отметки земли, расстояния, номера пикетов подписывают черной тушью.

Проектный уклон, проектные и рабочие отметки подписывают красной тушью. Проектная линия также проводится красной тушью в виде сплошной линии (на рис. 19 она показана пунктирной линией).

Отметки точек нулевых работ и расстояния X и Y до этих точек от ближайших пикетов подписывают синей тушью так, как показано на рис. 19. Над точкой нулевых работ синей тушью также подписывают 0,00 и из этой точки опускают перпендикуляр на линию условного горизонта, который проводят синей тушью в виде пунктирной линии.

Все остальные надписи, подписи и линии профиля выполняют черной тушью.

Вверху над профилем трассы выполняют надпись: «Профиль дороги к шахте § 4-4 бис». Ниже указывают горизонтальный и вертикальный масштабы.

Ниже сетки профиля указывают наименование группы и фамилию студен­та, его инициалы, а также фамилию преподавателя, проверяющего работу.

Размены и образцы шрифтов всех надписей и подписей показаны на рис. 19.

    Скачать с Depositfiles