Сделать домашней|Добавить в избранное
 
 
» » » Устройство светодальномера СТ-5 Блеск. Комплектация прибора и назначение аксессуаров. Журнал измерений.

Устройство светодальномера СТ-5 Блеск. Комплектация прибора и назначение аксессуаров. Журнал измерений.

Автор: admin от 29-09-2015, 00:04
    Скачать с Depositfiles 

ЛР_2 Тема: Устройство светодальномера СТ-5 «Блеск». Комплектация прибора и назначение аксессуаров. Журнал измерений.


Цель всей ЛР: Добиться знания студентами устройства светодальномера, правил ведения и обработки журнала измерений

Задача всей ЛР: Изучить устройство светодальномера и освоить ведение и обработку рабочего журнала

Выносимые на изучение вопросы:

1. Рабочий комплект светодальномера СТ-5 «Блеск»

2. Внешнее устройство светодальномера;

3. Ведение записей в журнале измерений и обработка результатов измерений.

Объект изучения:

1. Светодальномер СТ-5 «Блеск» и аксессуары к нему.

2. Журнал измерений.

Предметы изучения:

1 – отражатели;

2 – упаковочный футляр светодальномера;

3 – светодальномер;

4 – аккумуляторная батарея;

5 –разрядно-зарядное устройство:

6 – пульт управления светодальномером;

7 – аксессуары;

8 – журнал измерений.

Список методических указаний и литература:

1. Методические указания к лабораторной работе по курсу «Электрооптические и радиогеодезические измерения» (для студентов специальности 1301). Донецк: ДПИ., 1986 г. – 44 с. – Составитель Ю.Ф. Кругликов. - № 3.1

2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации светодальномера СТ5 «Блеск».

3. Техническое описание и инструкция по эксплуатации источника питания.

4. Техническое описание и инструкция по эксплуатации разрядно–зарядного устройства..


Организация лабораторной работы

Данную лабораторную работу имеет смысл проводить в учебной аудитории. Деление группы или подгруппы на бригады для проведения данной работы может быть чисто условным. Но разделить, необходимо, так как такое деление понадобится уже на следующем лабораторном занятии. Поэтому для исключения потерь учебного времени лучше разделить группу или подгруппу сразу. В группе или подгруппе максимум две бригады. При большем количестве бригад возникнет проблема с выполнением работ в самостоятельное время. Всего ожидаемое количество бригад 12: ИГ – 2; ГИС – 2; ЗК08а – 4; ЗК08б - 4. Таким образом, в бригаде может быть 4-5 человек (к сожалению! Оптимально - 2).

Для проведения работы необходимо получить:

1. Методические указания [1] – на каждого студента.

2 – светодальномер в футляре;

3 – разрядно-зарядное устройство с кабелем разрядки-зарядки;

4 – коробку с однопризменным отражателем, переходником и подставкой (трегером);

5 – коробку с шестипризменным отражателем и подставкой (трегером) – 2 штуки;

6 – два деревянных штатива и два треугольника.

7 – пустые бланки журнала для записи результатов измерений (по числу студентов).

В аудитории студенты должны:

- ознакомиться со всеми аксессуарами светодальномера,

- освоить работу с разрядно-зарядным устройством;

- изучить внешнее устройство светодальномера,

- понять, как устанавливать светодальномер на теодолит для получения единого измерительного комплекса (в этом случае отражатель должен быть установлен в подставке через переходник);

- научиться устанавливать отражатель в подставку через переходник;

- научиться включать прибор и выполнять контроль уровня заряда источника питания,

- научиться вести записи в журнале и выполнять обработку журнала, вплоть до получения конечного значения длины измеряемой линии.

Ведение журнала и записи результатов измерений провести в форме диктанта. Для этого бланки журнала должны быть отпечатаны заранее. Обработку журнала каждый выполняет индивидуально, но одновременно со всеми под руководством преподавателя. Надо разъяснить, что есть что при обработке. Как пользоваться графиками и номограммами (см. МУ [1] стр36-37)., как по ним определять необходимые поправки.

По результатам данной лабораторной работы должен быть написан отчет.


Порядок проведения лабораторной работы.

1. В аудитории установить два штатива, на одном из которых будет установлен светодальномер, когда это потребуется по плану занятия, а на втором - отражатель. Центрирование прибора в данной лабораторной работе вообще не имеет смысла, горизонтирование – не принципиально. Для проформы можно отгоризонтировать, но надо объяснить, что горизонтирование нарушится из-за шаткого основания, а центирование - для решения задач лабораторной работы не нужно.


2. Кратко указать предназначение прибора, дать его технические характеристики (см. файл с техническим описанием прибора).

Конкретный экземпляр светодальномера эксплуатируется на кафедре с 1984 года. Интенсивно использовался в период 1984-1987 года. В это время прибором измерены сотни сторон в триангуляции и полигонометрии IV класса и 1-го разряда. Максимальные измеряемые длины линий составляли до 4-х км (если не больше; это по терриконам: самая протяженная линия Зеленый-Макеевский, т.е. со Смолянки до Макеевки).

Средняя квадратическая погрешность определения длины линии из одного приема (три наведения по три отсчета) составляет 10 + 5 · DКМ мм .

3. Комплектация. Правильные наименования аксессуаров.

4. Отражатели:

1 – однопризменный;

2 – 3-х призменный;

3 – 12-ти призменный;

4 – 18-ти призменный.

Отметить, что в основе отражателей лежать трипельпризмы и пояснить, что это такое.

Показать, как монтируются отражатели. Установить на консоли подставку, а в подставку сначала установить одинарный отражатель. Затем в этой же подставке установить плиту на 3(6) отражателей. К ней затем подсоединить еще две плиты с отражателями, чтобы могло получиться 12 и 18 отражателей. Отметить, что отражатели должны быть установлены симметрично. Монтировать все отражатели не обязательно. Достаточно показать на примере, как это делается (чтобы не тратить зря время).

5. Подставки под отражатели и оптические центриры

6. Переходник для отражателя, веха (вехи уже нетк сожалению! Тоже, где она?!).

Показать, как устанавливается переходник между подставкой и отражателями.

7. Блок питания:

1 – аккумуляторы;

2 – разрядно-зарядное устройство;

3 – соединительный кабель;

4 – кабель для разрядки-зарядки аккумулятора.

Дать пояснения по аккумулятору. Показать где разъем для подключения кабеля питания, а где предохранитель.

Показать и пояснить операции с батареей на различных этапах:

Этап разрядки:

1 – постановка батареи на разрядку (в сеть не включать!); соединить батарею специальным кабелем с разрядно-зарядным устройством с гнездом разрядка;

2 – визуальный контроль процесса разрядки (показателем процесса разрядки является свечение красного светодиода; светодиод перестал светиться, следовательно, батарея разрядилась, после этого можно переходить к ее зарядке);

Этап зарядки:

3 - постановка батареи на зарядку (включить в сеть; кабель, который использовался на этапе разрядки, подключить к гнезду зарядка; установить переключателем время зарядки в часах; проконтролировать установку времени зарядки – нажать утопленную кнопку); рекомендуемое время зарядки полностью разряженной батареи – до 14-16 часов; зарядку можно производить по частям, т.е. 14 час. = 8 час. + 6 час.

Этап работы со светодальномером:

4 – подключение светодальномера к батарее (показать к какому разъему батареи и светодальномера подключается кабель питания для работы светодальномера).

8. Блок контрольного отсчета. Аттенюатор.

Пояснить, что такое аттенюатор и для чего используется.

Аттенюатор — устройство, предназначенное для снижения уровня сигналов, обеспечивающее фиксированное или регулируемое затухание. Аттенюаторы используются в тех случаях, когда необходимо ослабить сильный сигнал до приемлемого уровня, например, во избежание перегрузки входа какого-либо прибора чрезмерно мощным сигналом.

Пояснить назначение блока контрольного отсчета. (При выставлении значения контрольного отсчета равному паспортному или определенному по результатам исследований, компенсируется сумма приборной поправки и поправки отражателя). Использовать далее согласно плану занятия.

9. Светодальномер (СД).

Извлечь СД из футляра. Обратить внимание студентов как правильно устанавливается и фиксируется СД в футляре, как укладывается кабель питания и пристегивается, показать место хранения блока контрольного отсчета. Напомнить, как закрывается футляр, и как проконтролировать правильность его закрытия (чтобы не раскрылся футляр и не выпал светодальномер).

10. Установить СД с подставкой на свой штатив. Разобрать его внешнее устройство.

11. Внешнее устройство светодальномера. Основные элементы:

1 – основание;

2 – оптический центрир;

3 – установочный цилиндрический уровень;

4 – колонки;

5 – соединительные винты (колонки с основанием);

6 – приемо-передающая головка;

7 – наводящие и закрепительные винты.

8 – зрительная труба;

9 – разъем для подключения кабеля питания от аккумулятора;

10 – разъем для подключения внешнего регистрирующего устройства;

11 – микротелефон.

12. Приемо-передающая головка:

1 – приемо-передающий объектив;

2 – лицевая панель или пульт управления.

Показать, как устанавливаются и снимаются на приемо-передающий объектив аттенюатор и блок контрольного отсчета.

13. Зрительная труба (ЗТ). Отметить, что ЗТ исполняет функцию точного оптического визирного устройства. Показать, что собой представляет сетка нитей. Напомнить о необходимости регулировки зрительной трубы по глазу наблюдателя и по предмету.

14. Пульт управления:

1 – цифровое табло;

2 – стрелочный индикатор;

3 – ручка управления «сигнал»;

4 – переключатель I «точно-контроль-грубо»;

5 – переключатель II «выкл-наведение-счет»;

6 – ручка установки контрольного отсчета.

15. Обратить внимание, что светодальномер может устанавливаться на теодолиты серии 2Т-3Т для получения единого измерительного комплекса – тахеометра. Рассказать, как это осуществляется (открутить соединительные винты на СД; снять СД с основания; на теодолите отсоединить ручку для переноски; установить СД на теодолит и соединить винтами). Ограничиться только показом на пальцах. Время на установку не тратить. Главное – принцип установки.

16. Показать, как подключается кабель питания.

Переключатель II в положение ВЫКЛ. Подсоединить кабель к СД (к батарее он уже должен быть подключен).

Обратить внимание на то, что при работе с кабелем надо держаться за разъем, а не за кабель! В противном случае обрываются жилы кабеля в разъеме с соответствующими последствиями.

17. Объяснить, как проконтролировать источник питания.

Переключатель I в положение КОНТР, переключатель II в положение СЧЕТ. Показания стрелочного индикатора должны быть не менее 60 мкА, в норме 60-90 мкА. Если меньше 60 мкА, то батарея требует заряда. Отсчет 60 мкА – это минимально допустимый отсчет. При таком значении батарею уже можно ставить на разрядку-зарядку.

18. Взятие контрольного отсчета.

Снять аттенюатор, установить блок контрольного отсчета. Переключатель I в положение ТОЧНО. Уровень СИГНАЛА в середине диапазона стрелочного индикатора (в середине рабочего диапазона). Взять несколько отсчетов. При необходимости выставить с помощью ручки установки контрольного отсчета требуемый отсчет (108 единиц).

Обратить внимание, что после того, как покрутили ручку СИГНАЛ, первый отсчет надо пропустить. Указать, что это общее правило и его надо соблюдать при выполнении любых других операций, когда идет процесс измерения.

19. Подготовка отражателя.

Установить на консоли одиночный отражатель и сориентировать его на СД. Поскольку в основе отражательной системы лежат трипельпризмы, то отраженный луч всегда будет возвращаться к излучателю. Однако, чтобы при этом не происходило значительное искажение постоянной поправки отражатель рекомендуется ориентировать на прибор с точностью 1º.

20. Подготовка к измерениям.

Надеть на приемо-передающий объектив СД аттенюатор. Пояснить, что аттенюатор рекомендуется использовать при измерении длин линий до 400 м. Но все зависит от погоды. Если индикатор сильно зашкаливает, то надо ставить аттенюатор, если мощности сигнала не хватает, то, наоборот, снять.

21. Наведение СД на отражатель.

Навести СД на отражатель с помощью зрительной трубы (ЗТ). По глазу и по предмету. Отметить, что при небольших расстояниях наблюдается значительный параллакс. Поэтому сетку нитей ЗТ в этом случае надо устанавливать выше отражателя, поскольку используется визирная труба прямого изображения.

22. Перейти к журналу измерений. (У каждого студента он уже должен быть! Изготовить заранее и принести на занятие!). Объяснить, что есть что в журнале, как ведутся записи в шапке и в разделе измерений.

23. Провести диктант. По подготовленному заранее примеру (см. прилагаемый файл 2 или выданный лектором образец заполненного журнала) продиктовать студентам данные в том порядке, в котором они возникают в поле: сначала шапка, а затем измерения. Студенты при этом должны все данные записать на своем месте. Можно подсказывать. Это не настоящий диктант, а освоение порядка ведения и обработки журнала. Т.е. это некоторая имитация той реальной ситуации, когда выполняются измерения: наблюдатель (в данном случае преподаватель) диктует вычислителю, а вычислитель записывает и далее выполняет вычисления, а затем сообщает наблюдателю окончательный результат – все нормально или что-то надо перемерять.

 

24. Далее совместно (имеется в виду каждый делает самостоятельно, но то же, что и все остальные) выполнить под руководством преподавателя обработку журнала измерений по тем данным, которые были записаны.

1 – вывести среднее по каждому приему; при этом обратить внимание на сходимость между значениями измерений внутри приема;

2 – оценить максимальную разность между средними из приемов; она не должна быть более (5+3·Dкм), мм; сказать, что должно быть сделано, если разности превышают допуск; (выполнить еще один прием и сравнить с остальными; если и он не бьет, переделать все приемы заново).

3 – разобрать номограмму для определения коэффициента KП, график для определения коэффициента КF, и график циклической поправки ΔДЦ (стр. 36-37, [1]);

Определение коэффициента KП (МУ [1], рис. 4.4): на левой шкале найти точку, соответствующую измеренной температуре воздуха; на правой шкале найти точку, соответствующую измеренному давлению; приложив линейку к найденным точкам на пересечении линейки со средней шкалой отсчитать значение коэффициента KП;

Определение коэффициента КF (МУ [1], рис. 4.5): по показаниям табло в режиме КОНТРОЛЬ (отсчет C2СР ) найти на горизонтальной оси графика соответствующую точку; затем от нее поднять перпендикуляр до пересечения с кривой графика функции

4 – по взятым контрольным отсчетам C1 и C2 с помощью номограммы и графиков вычислить поправки и окончательное значение измеряемой длины ДТ.

Отчет по ЛР

В отчете должны быть отражены следующие вопросы (некоторые из них надо найти студентам в литературе самостоятельно):

1. Назначение и область использования светодальномера СТ5 «Блеск».

2. Технические данные светодальномера.

3. Комплектация светодальномера.

4. Устройство светодальномера.

5. Обеспечение светодальномера электропитанием. Контроль источника питания.

6. Журнал измерений. Ведение журнала и обработка результатов измерений.

 


    Скачать с Depositfiles 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий