МУ_ч1 Методические указания к лабораторной работе Светодальномер СТ5 «Блеск». Работа на станции

    Скачать с Depositfiles 

Донецкий национальный технический университет

Кафедра Геоинформатики и Геодезии

 

Методические указания

по курсу «Геодезические приборы и измерения»

к лабораторной работе

«Светодальномер СТ5 «Блеск». Работа на станции»

Версия 1.0

20-02-2012

 

 

Донецк – 2012

УДК 528.73

Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Геодезические приборы и измерения» по теме «Светодальномер СТ5 «Блеск». Работа на станции» для студентов с направлением подготовки 0709 «Геодезия, картография и землеустройство» специальностей 7.070901 «Инженерная геодезия», 7.070908 «Геоинформационные системы и технологии», 7.070905 «Землеустройство и кадастр»/ Сост. Серых А.П. – Донецк: ДонНТУ, 2012.- хх с.

Рассмотрены вопросы работы со светодальномером СТ5 «Блеск» при измерении длин линий на станции. Детально рассмотрены все этапы работы: подготовка к измерениям, производство самих измерений, вычисления. Для каждого этапа дано описание выполняемых действий и операций, а также прописан четкий порядок их выполнения. Описание сопровождается иллюстрациями, фотографиями и графическими материалами, которые используются на этапе вычислений.

Составитель:

Серых А.П. доц.

 

Содержание

Введение

1

Организация лабораторной работы

2

Порядок работы

2.1

Подготовка к измерениям

2.1.1

Установка измерительного прибора над центром пункта с помощью оптического центрира

2.1.2

Установка отражателя над точкой

2.1.3

Подключение аккумуляторной батареи. Контроль уровня заряда батареи

2.1.4

Подготовка журнала к измерениям

2.1.5

Установка контрольного отсчета

2.1.6

Измерение метеорологических параметров атмосферы

2.2

Выполнение измерений

2.2.1

Наведение на отражатель

2.2.2

Измерения

2.2.3

Взятие отсчета для определения значения поправки, учитывающей температурное изменение частоты кварцевого генератора

2.3

Вычисление расстояния

2.3.1

Определение коэффициента 

2.3.2

Определение коэффициента 

2.3.3

Определение циклической поправки 

2.3.4

Вычисление расстояния 

2.3.5

Вычисление горизонтального проложения 

3

Требования к отчету по лабораторной работе

Список использованной литературы

Введение

Цель лабораторной работы.

Освоить процесс измерения длин линий светодальномером СТ5 «Блеск».

Задача лабораторной работы.

Научиться:

1. Выполнять предварительные операции, выполняемые перед измерениями.

2. Выполнять измерения длины линии с одновременным ведением журнала измерений.

3. Обрабатывать журнал измерений и вычислять окончательное значение длины линии.

Выносимые на изучение вопросы:

1. Установка прибора над точкой.

2. Наведение светодальномера на отражатель по максимуму отраженного сигнала.

3. Выполнение измерений.

4. Ведение записей в журнале.

5. Обработка результатов измерений.

Объект изучения:

Процесс измерения длины линии светодальномером

Предметы изучения:

1. Пульт управления светодальномером.

2. Журнал измерений.

3. Номограмма и графики для определения поправок в измеряемое расстояние.

Изучаемые формулы:

Формула для вычисления окончательной длины линии с учетом всех необходимых поправок.

После выполнения лабораторной работы студенты должны уметь:

— устанавливать светодальномер и отражатель (как и любые другие геодезические приборы) в рабочее положение над центром пункта с помощью ножек штатива;

— подготавливать светодальномер к измерениям;

— выполнять наведение светодальномера на отражатель по уровню сигнала;

— выполнять измерение длины линии необходимым количеством приемов с контролем расхождений между приемами;

— снимать отсчеты по индикаторам светодальномера для контроля заряда батареи и для вычисления коэффициентов, используемых для введения поправок при окончательном вычислении длины измеряемой линии;

— вести записи в журнале измерения и выполнять обработку результатов измерений.

1 Организация лабораторной работы (для преподавателя)

Работа выполняется на малом лабораторном линейном базисе, расположенном на 2-м этаже 2-го учебного корпуса, в часы занятий. Каждый студент должен иметь при себе заранее подготовленный бланк измерений. На выполнение лабораторной работы отводится не более 60 минут. Оптимальное количество одновременно обучаемых студентов на лабораторной работе должно быть не более 4-5 человек. В технических университетах развитых стран (Европа, Северная Америка, Австралия) данную лабораторную работу выполняют бригадами по 2 и только в виде исключения по 3 студента.

При количестве студентов 4-5 человек, при хорошей организации работы и рабочей дисциплине студентов каждый обучаемый успевает выполнить весь цикл работ по измерению длины линии:

— установку прибора над точкой стояния,

— установку отражателя на противоположном конце измеряемой линии,

— выполнение измерений 3-мя приемами с повторным наведением на отражатель в каждом приеме,

— обработку измерений и вычисление окончательного значения измеренной длины.

На выполнение указанных работ каждому студенту в этом случае может отводиться до 15 минут (нормальное время на одного обучаемого). Работы в этом случае могут быть распараллелены, каждый студент в зависимости от этапа работ выполняет ту или иную роль: «наблюдатель», «вычислитель», «помощник». Например. Один студент — «наблюдатель» — устанавливает прибор над точкой и работает с прибором, второй — «вычислитель» — записывает результаты измерений и выполняет вычисления, третий — «помощник» — устанавливает отражатель над точкой и ориентирует его на отражатель. Потом студенты меняются ролями, и так по кругу с постепенным введением в работу новых студентов, если общее количество студентов более 3-х, и выведением из работы тех, кто уже прошел через все этапы работ.

Следует учесть, что наиболее трудоемкими этапами работы являются:

— установка прибора в рабочее положение над точкой;

— установка отражателя в рабочее положение над точкой;

— наведение светодальномера на отражатель по максимуму сигнала.

Сами измерения идут в автоматическом режиме. По этой причине работа наблюдателя при измерениях заключается в записи отсчетов с цифрового индикатора, что не вызывает никаких проблем. Основное же внимание должно быть обращено на формирование навыка быстрого наведения прибора на отражатель. Именно этот этап является для студентов наиболее сложным.

При большем количестве студентов в подгруппе (возможное количество до 15 человек) лабораторная работа однозначно не может быть выполнена в полной мере и цель лабораторной работы не будет достигнута. Тем не менее, необходимо принять меры, чтобы каждый из студентов выполнил хотя бы часть поставленных в лабораторной работе задач. В связи с этим, в зависимости от количества студентов в подгруппе, предлагается выполнять лабораторную работу по сокращенной программе, отводя для работы с прибором каждому студенту не более 5 минут. В этом случае предлагается сосредоточиться на главной задаче лабораторной работы — выполнении измерений, а операции установки прибора и отражателя над точками исключить из перечня осваиваемых, выполнив указанные операции один раз, в самом начале работы. Исключенные операции студентам необходимо будет освоить затем самостоятельно при выполнении индивидуальной работы. Помимо этого, сами измерения предлагается вести также по сокращенной программе — одним приемом, состоящим из наведения на отражатель и взятии 3-х отсчетов. Установку контрольного отсчета и взятие отсчета для вычисления поправки за уход частоты кварцевого генератора необходимо также исключить, что в методическом плане абсолютно неверно. Поэтому необходимо хотя бы устно говорить каждому студенту, при выполнении им измерений, об обязательной необходимости выполнения этих операций.

Смотрите также:

Часть 2 Методических указаний

Часть 3 Методических указаний

Часть 4 Методических указаний

Часть 5 Методических указаний

 

Полный файл с методическими указаниями можно бесплатно скачать по ссылке:

    Скачать с Depositfiles